Сыграть в театре без актерского образования? Можно!

Текст: Марина Шилан

Фото: Даниил Рудь

Редакция Smogmag посетила благотворительный спектакль любительского театра в ТЮЗе. Актеры - обычные люди, сценарий был написан специально для постановки, а режиссер - практикующий психолог. Рассказываем, что там происходило и можно ли в таком поучаствовать.

Что если вы шли к психологу, а в итоге оказались на сцене театра? В мае творческая лаборатория "Крылья" организовала благотворительный спектакль на сцене ТЮЗа, в котором не было ни одного профессионального актера. 

Два в одном. Это настоящий спектакль на сцене ТЮЗа, но с актерами-любителями. Театр в данном случае как инструмент трансформации личности, и называется это "театр-тренинг". Участники приходят играть ради изменений: кто-то работает со страхом сцены, кто-то примеряет на себя совершенно не привычную роль.

 

Сценарий пишется с нуля, а роли учитывают все особенности характера и стремления актеров. На всё 5 месяцев: анализ труппы, сочинение истории и постановка.

Наталия Попкова, режиссер и сценарист:

Здесь нет задачи научить актерскому мастерству, главная цель - погрузиться в образ. И сам процесс этого погружения терапевтичен: человек осознает блоки и помехи, которые мешают ему играть роль.

Пять лет назад режиссер театра - практикующий психолог Наталия Попкова решила воплотить в жизнь идею театра с непрофессиональными актерами. Первый спектакль «Как царевич Андрей свою любовь искал» сыграли на сцене ЛИЕНа, остальные - в ТЮЗе. Из-за пандемии в 2020 году спектакль отменили, а в 2021 году решили написать новый под названием "Душа".

Проект помогает не только актерам, но и тем, кому нужна реальная материальная поддержка. Средства от продажи билетов покрывают расходы и отправляются на благотворительность. Так, театр уже помог детскому центру фрунзенского района, детской клинической больнице в Энгельсе.

Подготовка к новому сезону начинается в декабре, поучаствоваться могут все желающие. Информацию о новом наборе размещают в социальных сетях. В коллектив отбирают тех, кто действительно готов посвятить время театру и внести средства на создание образов. Реквизит труппа готовит самостоятельно, а репетиции проходят после работы и могут затягиваться до позднего вечера.

Действия разворачиваются в маленьком европейском городке середины прошлого века. Главный герой - психотерапевт. Он живет в зависимости от внешнего мира и общества, не осознавая собственных стремлений. Он встречает собственную душу, которая пытается до него достучаться и обратить внимание на действительно важные [для героя] события. История строится на этой необычной парочке, но не забывает рассказать и о других жителях города, их проблемах и отношениях. 

Алина Олару, соавтор и помощник режиссёра

Когда речь идет о непрофессиональных актерах, дети всегда воспринимаются как-то логично. Это же дети, им свойственно играть, на сцене в том числе. Но когда взрослые идут в развитие с помощью игры - это заслуживает огромного внимания. Их важно поддержать, таких людей совсем не много.

Сергей Москвичов

В жизни: занимается отделкой помещений

В спектакте: психотерапевт

 

Я увидел информацию о театре в Интернете. С детства мечтал об этом. Сначала было жутко страшно и некомфортно, но потом привык. Каждый человек, который приходит сюда – хочет стать лучше. В том числе и я.

Максим Морозов

В жизни: арбитражный управляющий

В спектакле: Мартин Ханс, инженер

 

В театр я пришел два года назад. В силу профессии я слегка жесткий, и мне было необходимо научиться мягкости в общении с людьми, сослуживцами, подчиненными. Поэтому здесь я играю простого инженера, который не управляет ничем кроме своего изобретения - летательного аппарата. Я пришел к выводу, что у каждого свой характер. Думаю, сотрудники заметили изменения во мне после спектакля.

Татьяна Дессова
В жизни: мастер ногтевого сервиса

В спектакле: певица в ресторане

 

Оказалось, что с помощью театра можно изменить отношения в реальной жизни. У меня были проблемы с мужчиной, я хотела углубить чувство благодарности к нему – в этом и заключался мой запрос. И правда, после окончания проекта я стала больше его ценить, по-другому на него смотреть. В процессе проигрывания слов, мимики, жестов режиссер знакомила нас с новыми способами взаимодействия.

Мария Октябрьская

В жизни: риелтор, бизнес-тренер
В спектакле: Джулия, хозяйка гостиницы

 

Я пришла с желанием масштабировать бизнес. Благодаря работе с персонажем у меня получилось запустить этот процесс.

Яна Маслова

В жизни: владелица hand-made магазина

В спектакле: Анника

 

Я хотела реализовать детскую мечту - стать актрисой и побыть на сцене, побыть не такой, какая я есть в жизни. Характер моего персонажа противоречит моей натуре. Я поняла, что менее эмоциональна, чем Анника. Некоторые сцены давались мне тяжело, потому что в жизни я реагирую спокойно, закрываюсь. Но здесь наоборот было важно ярче показывать свои эмоции.