Чем заняться в Саратове в 19 веке?

Автор: Женя Женева

Мы благодарим проект elsso.ru за предоставленную информацию

и портал oldsaratov.ru за уникальные фотографии

Сходить в цирк на французскую борьбу, посидеть в городской библиотеке или напроситься на пирушку в дворянскую усадьбу. Как бы выглядел выходной день в Саратове во второй половине 19 века? Редакция Smogmag составила гид для тех, кто мечтал пожить в Саратовской губернии, но родился на полтора века позже. 

Почитать что-нибудь из сочинений Льва Толстого в городской библиотеке

В конце XIX века наиболее крупной в Саратове была городская публичная библиотека — сейчас мы ее знаем как областную универсальную научную на Горького. Можно было взять книгу домой за 20 копеек в месяц или читать в зале бесплатно.

 

Кстати говоря, Пушкина тогда читали мало, больше всего спрос был на Немировича-Данченко, который писал о жизни русской интеллигенции и ее тяготах и лишениях в условиях буржуазного общества. В качестве простонародного чтива использовались лубочные издания. Например, поучения о вреде пьянства, сказки о великих свершениях злодеев или непобедимых богатырях. Ну а барышни читали особенную, женскую литературу – романы о любви, только зарубежных авторов и только в оригинале.

Сходить в цирк на французскую борьбу

До середины 1870-х цирки уже были, но приезжие - от заморских владельцев. И представления проводились в шатрах-шапито, которые возводили за пару дней, а потом разбирали. Но в 1876 в Саратове появился первый отечественный цирк, его открыли известные акробаты - братья Петр, Аким и Дмитрий Никитины (наши земляки). Там, где сейчас кинотеатр "Победа", построили круглое деревянное здание с парусиновой крышей и вывеской «Первый Русский цирк братьев Никитиных». Они, кстати, продолжали выступать в своем цирке в качестве акробатов, да и всю труппу набрали из русских цирковых артистов.

 

Гвоздем первой программы была французская борьба (почти как греко-римская). Посмотреть ходили на саратовского силача - Кашина - рабочего паровой мельницы Зейферта. Он побеждал всех и вся, будоража умы обывателей.

Посмотреть в городском театре киноленты братьев Люмьер

Во второй половине 19 века отстроили новый каменный городской театр на Театральной площади. Говорят, что по образцу Мариинского. Им многие восхищались, сравнивая с миланским Ла Скала и лондонским Ковент-Гарденом. Зрителям, приходящим из тесных жилищ, четырехъярусный зал казался гигантским и поражающим своим богатством. Внутри - золоченые бра, сидения из малинового плюша и изящные украшения, поэтому одевались нарядно.

 

В 1890 годах в театре появляется опера. Местные и приезжие труппы ставят “Жизнь за царя”, “Руслан и Людмила” и другую русскую классику. А еще театр принимает заморских гастролеров, например, кинематограф братьев Люмьер — всего через год после показа первой ленты в Париже.

Напроситься на бал или пирушку в дворянскую усадьбу

В начале 19 века возводились роскошные дворянские усадьбы, например, усадьба Куракина под Пензой, которая больше напоминала дворец, точнее целый дворцовый комплекс. Известного князя Куракина фактически сослали в саратовскую деревню (подальше от Петербурга) из-за его увлечений масонством.

 

Здесь у него часто гостили некоторые бедные дворяне, иногда жили месяцами, приезжали знакомые помещики, и весь обслуживающий персонал круглосуточно занимался гостями. Балы, ужины, азартные игры и развлечения - все здесь было на высшем уровне. Хозяин содержал иностранных музыкантов и собственный театр из крепостных актеров.

 

Можно было погулять по прекрасным садам усадьбы, взять художника, чтобы тот сделал парочку портретов на фоне природы или почитать книги из местной библиотеки - иностранных было в избытке.

 

Куракин жил хлебосольно, но любил и уединение. За ужином он мог оставлять своих гостей одних, удаляясь в свои покои. 

Совершенно бесплатно сходить в Радищевский музей

Радищевский музей - первый музей в Российской империи, куда можно было прийти бесплатно. Это был абсолютный нонсенс, ведь искусство ранее было недоступно для обывателей. Музей открылся благодаря Алексею Боголюбову, который самоотверженно занимался проектом и отдал почти все свои коллекции в музей. После открытия передали экспонаты из Эрмитажа, например, произведение «Иоанн Креститель» кисти Теодора Ромбоутса. А еще Александр III лично подарил много полотен из своей коллекции.

 

Судя по первым инвентаризациям музея, стало понятно, что организаторы и гости воспринимали музей как общекультурный развивающийся центр. Мы бы сейчас его назвали, возможно, арт-кластером или креативным пространством.