САРАТОВ КОНСПИРОЛОГИЧЕСКИЙ

4 мистические истории о нашем городе

для любителей конспирологии

Текст, фото: Марина Шилан

Эксперт: Максим Музалевский, создатель проекта "Саратовская фототропа"

Контрабандисты ходили по подземным рекам, город просел на метр из-за катаклизма, здания охраняют русалки. Не претендуя на истину, редакция Smogmag вместе с Максимом Музалевским разбиралась с конспирологическими теориями нашего города.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

В Саратове есть подземные ходы! А раньше их использовали контрабандисты

Одна женщина рассказала про свой дом на улице Соборной. По ее словам, в этом доме есть подвал, который уходит глубоко под землю и соединяется с тонеллем, ведущим к Волге. Еще говорят, что столетия назад по нему проплывали люди на лодках, разгружали там контрабанду, а потом поднимали ценности на поверхность.

Правда или нет?

Отвечает Максим Музалевский:

Я думаю, что никаких контробандистских грузов не было. Саратов никогда не был пограничным городом, где нужно было платить налоги за разгрузку в порту. Поэтому такие тоннели просто не имели смысла. 

 

В Саратове действительно протекают подземные реки, которые раньше бежали по поверхности земли. Например, речки Белоглинка и Глебовка. С приходом цивилизации их потоки облагородили - сейчас они текут по огромным бетонированным руслам. Эти конструкции часто видят диггеры во время своих подземных приключений. Поэтому некоторые представляют, что подземные каналы существовали на протяжении многих столетий.

 

Фото: https://diggers-saratov.livejournal.com

Ходят слухи и про тайные ходы под Музейной площадью рядом с Троицким собором. В прошлом на этой территории находилось кладбище. Людей хоронили не только в обычных могилах, но и в склепах. Они имели сводчатую структуру и были довольно длинными. В случае обрушения подобного склепа, может рухнуть и дорожное покрытие. Когда такое случалось, у горожан разыгрывалась фантазия, поэтому им казалось, что обнаружен подземный коридор.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Русалки, чудища и пауки охраняют дом на Киселева, 2! И помогают по бизнесу 

Многие саратовские дома построены в стиле модерн. Что важно для модерна? В нем очень много символизма. Художники, поэты и архитекторы в своих произведениях стремились привнести знаки и образы из глубин вековой истории, зашифровать информацию с помощью символов. Одним из ярких примеров модерна в Саратове является бывший доходный дом Федора Алексеевича Сатова или, каким его знают все, магазин "Свет" на пересечении Горького и Киселева. Дом Сатова полностью покрыт символами, которые владелец подбирал лично. Хозяин хотел, чтобы его бизнес процветал, поэтому знаки выбирал соответствующие: они должны были привлекать удачу и отпугивать злые силы.

А как это работает?

Отвечает Максим Музалевский:

Заходя в магазин, кажется, что ты попадаешь в пасть к чудовищу. Дело в том, что  арку над входом украшают буддийские демоны, которые по легенде  обитают в подземных пещерах и охраняют сокровища.

 

Надземный мир (средняя часть здания с балконами) – это мир водных существ, покрытый наядами, медузами и другими обитателями. Там же можно заметить нереид, похожих на русалок. Согласно античной мифологии эти существа помогали жителям прибрежной полосы, путешественникам и мореплавателям. Саратовским купцам того времени, чей бизнес шел через Волгу, подобные символы тоже должны были помочь - водная стихия, как ни как.

 

А на крыше особняка есть пауки, которые ткут паутину. Помните миф о том, как богиня Афина превратила Арахну в паучиху? Девушка посмела бросить богине вызов в искусстве прядения, с тех пор все членистоногие называются арахнами. Кстати, паук – символ ткачества. Эти изображения появились не случайно, популярным товаром магазина были ткани. Поэтому паук представлен покровителем.

 

Общий символизм декора в том, что ярусы будто разделены по природным стихиям: нижний ярус ориентирован на поддержку сил земли, средний - на силы вводы, а верхний – на воздух. (Да-да, пауки легкие и олицетворяют воздушное пространство)

 

Магические знаки, секретные символы – это творческий процесс. Хозяин здания вместе с архитектором, желая зашифровать секретную историю, самостоятельно подбирает образы. У одного владельца они несут один смысл, а у другого – другой. Магия - это вам не точная наука, есть простор для творчества.

Почему окна старых домов наполовину в земле? Потому что был большой потоп!

Вы замечали, что часть стареньких деревянных домов оказалась наполовину в земле? Окна домов наполовину спущены под асфальт. Старожилы города рассказывают, что это неспроста. По их словам в 16 веке в Саратове случилось бедствие, и город засыпало землей, поэтому здания будто провалились. Сам же город постепенно отрыли. Есть и другая версия: случился глобальный катаклизм, который затронул всю землю и изменил климатические условия, затопив нашу местность илом. (глобальным потопом, кстати, объясняют и то, что раньше в Астрахани росли ананасы). Подробностей никто уже и не помнит, но версии продолжают жить. 

Правда или нет?

Отвечает Максим Музалевский:

Есть простые объяснения. Во-первых, раньше в домах сторили погреба с большими подвальными этажами. Подвалы были необходимы, ведь в них хранили (и хранят до сих пор) продовольствие. Такие помещения заменяли холодильники. Поэтому планировка некоторых домов предполагала наличие подвала, они и создают ощущение здания в земле. (Но тогда зачем там окна🤔!?) Во-вторых, со временем культурный слой нарастает, и происходит наложение и обновление дороги из-за чего дом «проседает».

 

Аргумент поставивший под сомнение версию с бедствием - Саратов основан за 10 лет до окончания 16 века. Тогда еще не было территории современного города. Но теория катаклизма могла появиться из-за Укека (13 век). О его исчезновении до сих пор нет однозначного ответа. Долгое время считалось, что Тимур Тамерлан сжег этот город. Есть версия, что частично город исчез из-за оползней. Если уходить еще глубже, то самому древнему поселению на территории Саратова намного больше, чем 700 лет. Это место - Алексеевское городище, которое находится в пределах Юбилейного поселка.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

В домах обитают призраки! Но с ними можно справиться

Максим Музалевский рассказывает и о домах с привидениями. Настоящая мистика происходит в старых саратовских особняках - шалости по ночам устраивают призраки бывших владельцев. Верить или нет? 

Усадьба Вакурова по адресу Московская, 9 знакома многим горожанам. В доме располагаются известные в городе заведения: в подвале находится ирландский паб, а на верхних этажах - кофейни. Здание выкупали и реставрировали по частям, первым открыли паб.

Во время его реконструкции в подвале обнаружили комнатку размером примерно метр на метр. В этой комнате не было ни окон, ни входов -  она была полностью замурована.

 

Сама комната оказалась пустой, рабочие не нашли ни документов, ни сокровищ. Однако после того, как стену выломали – в пабе начали происходить странные происшествия: техника включалась сама по себе, внезапно начинал играть старый патефон. Официанты, заканчивающие смену после ухода посетителей, слышали в доме странные шаги, шепот и шорохи.

Руководитель настолько проникся мистикой, что даже пригласил экстрасенса. Тот высказал идею, что сломав комнату они потревожили покой бывшего владельца дома – Дмитрия Вакурова, и теперь его беспокойный призрак ходит по подвалу и устраивает пакости. Чтобы успокоить приведение, решили построить новую комнату в глубине подвала и предложить призраку поселиться туда. Все сделали торжественно: создали нишу, повесили на ней карту Саратова и пригласили призрака. С тех пор в пабе спокойно.

Особняк Шмидта, красивое здание из красного кирпича на пересечении улиц Мичурина и Радищева, тоже хранит в своих стенах историю. Несколько лет назад усадьбу занимал творческий клуб «Созвездие», а теперь его арендует Министерство культуры. Есть легенда: уезжая заграницу, Пётр Шмидт спрятал в доме клад. Не так давно в здании проводили капитальный ремот, но никаких сокровищ обнаружено не было. Однако охранники рассказывают, что во время ночного дежурства по ночам они слышат шаги и шорохи, а в коридорах замечают удаляющийся силуэт человека.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция журнала не несет ответственность за корректность исторических фактов, упомянутых в статье. Материал носит развлекательный характер.